Зарайская
Ольга Анатольевна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики инновационного развития
Факультет государственного управления
Тема публичной лекции:
«Цифровой рубль и цифровые валюты: проектирование и апробация интерактивных образовательных модулей для модернизации экономического образования»
Аннотация:
В условиях беспрецедентной скорости цифровой трансформации мировой экономики и эволюции финансовой системы, обусловленной появлением цифровых валют центральных банков (CBDC), включая цифровой рубль, а также расширением рынка криптовалют, традиционные подходы к экономическому образованию сталкиваются с необходимостью кардинальной трансформации. Актуальность исследования, представленного в лекции, заключается в острой потребности формирования у будущих специалистов (управленцев, экономистов, финансистов) не только глубокого теоретического понимания, но и практических навыков оперирования новыми цифровыми финансовыми инструментами, а также способности к критическому анализу их влияния на макро- и микроэкономические процессы.

Данная лекция посвящена разработке и экспериментальной апробации инновационных методов преподавания экономики, интегрированных в интерактивные образовательные модули. Эти модули представляют собой не просто дополнение к существующим курсам, а системный инструмент для качественной модернизации экономического образования, нацеленной на актуализацию учебных программ и формирование компетенций, востребованных в цифровой экономике.

Ключевые инновационные методы преподавания, применяемые в рамках представленных модулей, направлены на отход от пассивного восприятия информации к активному, вовлеченному и персонализированному обучению.

Они включают:
  1. Симуляционные и имитационные среды: вместо абстрактных описаний внедряются компьютерные симуляции операций с цифровым рублем, цифровых валют других стран и различными цифровыми активами. Это позволяет студентам в безопасной виртуальной среде осваивать механизмы проведения транзакций, управления цифровыми кошельками, анализа рыночной динамики, оценки регуляторных рисков и принятия стратегических решений, формируя «живой» практический опыт.
  2. Проектное обучение и хакатоны: студенты вовлекаются в разработку реальных или максимально приближенных к реальности проектов. Например, создание бизнес-моделей, использующих цифровой рубль, анализ его влияния на денежно-кредитную политику, разработка финансовых продуктов на основе блокчейн-технологий или участие в образовательных хакатонах по цифровым финансам. Это стимулирует самостоятельность, командную работу, творческое мышление и интеграцию знаний из различных экономических дисциплин.
  3. Кейс-технологии с использованием мультимедийных и аналитических ресурсов: разрабатываются и анализируются комплексные практические кейсы, основанные на актуальных событиях и реальных ситуациях в мире цифровых финансов. С помощью видеоматериалов, интерактивных инфографик, данных из открытых источников и специализированных аналитических платформ студенты учатся применять теоретические знания для решения конкретных экономических и управленческих задач и принимать обоснованные решения.
  4. Геймификация образовательного процесса: интеграция игровых элементов (рейтинги, достижения, интерактивные викторины, экономические симуляции в форме игр, квесты по децентрализованным финансам) способствует повышению мотивации и вовлеченности обучающихся, упрощая и ускоряя усвоение сложного материала о блокчейне, криптографии, токеномике и регулировании цифровых активов.
  5. Персонализация и адаптивные траектории обучения: модули позволяют адаптировать содержание и темп изучения под индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого студента, предлагая различные уровни сложности заданий, дополнительные ресурсы для углубленного изучения отдельных аспектов и инструменты для самоконтроля.

Целью проектирования и апробации данных интерактивных модулей является не только эффективная передача актуальных знаний о цифровых валютах, но и развитие у студентов критического мышления, аналитических способностей, навыков работы с большими данными, алгоритмизации процессов и принятия решений в условиях высокой неопределенности и постоянных технологических инноваций, что является фундаментом для успешной карьеры в современной финансовой сфере.

Результаты апробации на пилотных группах обучающихся подтвердили высокую эффективность предложенных методов. Было зафиксировано значительное повышение заинтересованности студентов к изучаемой теме, улучшение качества усвоения материала и, что особенно важно, формирование уверенных практических навыков работы с концепциями и инструментами цифровой экономики. Предлагаемая методика позволяет преодолеть разрыв между академической теорией и динамичной практикой, делая экономическое образование более релевантным вызовам современности и ориентированным на будущее.

Данная лекция является важным шагом в модернизации образовательного процесса, предоставляя преподавателям и методистам практический инструментарий для создания актуальных, динамичных и эффективных учебных курсов, способных подготовить новое поколение высококвалифицированных специалистов, готовых к вызовам и возможностям цифровой финансовой эры.