Презентация монографии на соискание премии имени И.И. Шувалова
«Аксиология языковой репрезентации образа Украины: англоязычные средства массовой информации»
7 декабря 2023
15:15 – 15:40
Кузина
Ольга Андреевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры дисциплин общего профиля филиала МГУ в г. Севастополе
Кузина
Ольга Андреевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры дисциплин общего профиля филиала МГУ в г. Севастополе
Модератор:
Теплова Любовь Ивановна
кандидат филологических наук, заместитель директора по учебной работе филиала МГУ в г. Севастополе, доцент кафедры дисциплин общего профиля
Аннотация:
Монография посвящена актуальной проблеме современной лингвистики — использованию языковых средств для формирования «идеологически правильного» образа реальности у массового адресата. Предложена методика аксиологического лингвистического анализа медиатекстов для выявления заложенных в них идеологических посылов. Новизна подхода состоит в том, что образ государства, конструируемый в СМИ в определенный период его истории, рассматривается как макроидеологема, состоящая из идеологем, которые в свою очередь слагаются из конструктов. Автор дополняет существующую теорию идеологем, уточняя определение идеологемы, описывая ее внутреннюю структуру, признаки и особенности создания и функционирования.
Идеологема определяется как лингвокогнитивная единица, имеющая когнитивную природу и языковую репрезентацию. С когнитивной точки зрения идеологема — это некая ментальная сущность, заключающая в себе идеологизированное представление о фрагменте действительности, целенаправленно внедряемое в массовое сознание с целью заместить или дополнить картину мира идеологически верным фрагментом. Языковая сторона идеологемы представлена ее оболочкой, т. е. словом или словосочетанием, которым она вербализуется. Кроме того, языковые средства создают ее смысловое и оценочное наполнение.
Автором выделены структурно-содержательные элементы, идеологемы — конструкты. Каждый конструкт представляет собой одну идею, которая как лейтмотив многократно повторяется, но предъявляется в разном лингвистическом оформлении. Конструкты выделяются человеком во время восприятия медиаматериала и создают ментальные схемы, ориентирующие, как надо оценивать описываемые объект или явление.
Идеологема включается как структурно-содержательный элемент в ментальную единицу более крупного порядка — макроидеологему. В условиях информационного противоборства события, которые происходят в стране-участнике или стране-цели геополитического противостояния, и участники этих событий становятся предметами идеологического манипулирования: повествования о них ведутся в определенном идеологическом ключе, и они получают противоположную оценку в официальном политическом дискурсе и, как следствие, медиадискурсе конкурирующих политико-идеологических систем. В таких условиях образ политика, объекта, события и т. д., становится идеологемой, а образ государства можно рассматривать как макроидеологему.
В практической части монографии по выработанной методике реконструирована макроидеологема «Украина», созданная во время протестов Евромайдана в медиатекстах Великобритании и США. Для этого выделены ключевые идеологемы украинского кризиса (Евромайдан, Виктор Янукович, Петр Порошенко, События в Крыму и на Донбассе, Парламентские выборы) и составляющие их конструкты. В результате анализа показано, как посредством совокупности языковых средств и стилистических приёмов создан положительный образ Украины, что соответствует официальной риторике западных стран и отражает позиционирование Украины как «своего» для западного мира в условиях геополитического противостояния.
Полученные результаты вносят вклад в развитие теории идеологем, лингвоаксиологии, медиалингвистики, политической лингвистики, стилистики английского языка, лингвокультурологии и лингвоперсонологии, а разработанная методика может быть применена для анализа образов политиков, событий и государств, создаваемых в медиа разных стран во время информационного противоборства.