Презентация монографии на соискание премии имени И.И. Шувалова
«Управление информационно-образовательной средой учебного заведения под влиянием цифровизации»
7 декабря 2023 12:45 – 13:10
Романова Екатерина Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ
Романова Екатерина Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ
Модератор:
Гукаленко Ольга Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ
Аннотация:
В книге обсуждаются процессы, происходящие в педагогическом образовании, анализируются современные подходы, идеи, технологии трансформации управления информационно-образовательной средой учебного заведения под влиянием цифровизации. Представлены материалы из научных статей и докладов на конференциях, диссертационных исследований авторов по проблемам информационно-образовательной среды учебного заведения. Адресуется преподавателям, учёным, педагогам, аспирантам, работникам учебных заведений, широкой педагогической общественности. Настоящая монография является результатом многолетней научной работы авторов по проблеме организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде учебного заведения. В работе представлен анализ ключевых понятий, характеристика компонентов информационно-образовательной среды, выделяются основные детерминанты в деятельности обучающихся. Кроме того, раскрывается управленческая составляющая в построении эффективной образовательной среды вуза. В первой части монографии представлены теоретико-методологические основания для формирования представлений о понятии и функциях информационно-образовательной среды. Отдельное внимание уделяется функции передачи социального опыта. Информационно-образовательная среда стала полноценным социальным институтом, который воспитывает, наставляет, обучает критически мыслить. Особое значение в данном контексте приобретают: управленческая составляющая, ориентированная на разработку комплексных программ по организации психолого-педагогической, социальной работы, групп психологического сопровождения и профессиональной адаптации студентов; развитие чувства ответственности и принятие единых принципов взаимодействия с субъектами образовательной деятельности; ориентация на организацию отношений «работы в команде». Вторая часть монографии посвящена рассмотрению основных детерминант в деятельности субъектов информационно-образовательной среды. В качестве ведущих детерминант выделяются: мотивация, рефлексия и саморегуляция. В своей совокупности отмеченные детерминанты являются определяющими структурными единицами организации деятельности, которые обеспечивают успешность обучения в информационно-образовательной среде. В третьей части монографии сделана попытка рассмотреть влияние цифровизации на информационно-образовательную среду учебного заведения. Цифровизация в данном контексте выступает тем условием, которое определяет методы и средства обучения, роли преподавателя в системе образования, механизмы оптимизации процесса обучения.