Презентация монографии на соискание премии имени И.И. Шувалова
Сирийское христианство между Византией и Ираном
3 декабря 2021
14:35 – 15:05
Заболотный
Евгений Анатольевич
кандидат исторических наук
исторический факультет
научный сотрудник лаборатории по изучению стран
Причерноморья и Византии в средние века
Заболотный
Евгений Анатольевич
кандидат исторических наук
исторический факультет
научный сотрудник лаборатории по изучению стран
Причерноморья и Византии в средние века
Модератор:
Шукуров Рустам Мухамедович
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории средних веков, ведущий научный сотрудник лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века исторического факультета МГУ
Аннотация работы:
Монография «Сирийское христианство между Византией и Ираном» (СПб.: Наука, 2020; объем: 25 п. л.) посвящена рассмотрению весьма актуального в исторической науке вопроса — эволюции и конфессионального разделения сирийского христианства в Восточной Римской империи (Византии) и Сасанидском Иране от начала позднеантичного периода до середины VII в., когда византийская Сирия и территория бывшей державы Сасанидов были завоеваны арабами. Именно в IV—VII вв. были заложены основы церковной доктрины, ставшие с тех пор общепризнанными для большей части христианского Запада и значительной части христианского Востока, что сделало указанный период временем интенсивной интеллектуальной полемики.
Именно тогда произошло разделение восточного христианства на разнообразные течения, остающееся реальным и в наши дни. Одно из этих течений, несторианство, официально осужденное в Византийской империи в первой половине V в. как еретическое, стало посредством сирийских образовательных институций распространяться в Иране, где существовала крупная христианская община — так называемая Церковь Востока, включавшая главным образом сирийцев. Через некоторое время эта община, составлявшая некогда единую конфессию с византийским христианством, отделилась от последнего.
На основе осуществленного впервые комплексного изучения всех основных греческих, латинских и сирийских источников автор смог пересмотреть ряд существующих в историографии концепций, в том числе доказать факт официальной рецепции Церковью Персии византийского несторианства, датировать эту рецепцию началом VII в., определить ее причины, вызванные не только развитием церковной доктрины, но и религиозной политикой византийских императоров в контексте их взаимоотношений с иранскими шахами, доказать сосуществование в восточносирийской традиции по меньшей мере четырех противоборствующих течений, а также констатировать наличие двух разрывов в развитии этой традиции.
Таким образом, в монографии детально исследовано соотношение греческого и собственно восточного элементов сирийского христианства в контексте взаимодействия византийского и иранского культурных пространств.