Презентация монографии на соискание премии имени И.И. Шувалова
«Культурный диалог Англии и Италии. Образы Итальянского Ренессанса в английской культуре в XIX — начале XX вв.»
20 ноября 2025
12:45 – 13:10
Токмачева Полина Анатольевна
кандидат философских наук, ассистент кафедры истории и теории мировой культуры
философский факультет
Модератор:
Кротов Артем Александрович
доктор философских наук, профессор, заместитель декана по учебно-методическому объединению философского факультета МГУ
Аннотация:
Монография посвящена культурному диалогу Викторианской Англии и итальянского Ренессанса-двух эпох, далеко стоящих друг от друга временном, географическом и общежизненном аспектах. Тем не менее, несмотря, а возможно благодаря дихотомии этих эпох, в XIX веке произошло их сближение, состоялся диалог культур, когда образы итальянского Ренессанса показали свою актуальность и жизнеспособность в британском изобразительном искусстве, литературе, ландшафтном дизайне, сценической практике. В индустриальной Англии образы «чужого» прошлого не стали археологизмами, предметами старины или образцами-прорисями для механического заимствования, а напротив, явились источником порождения нового в искусстве.
Продолжая исследовательскую традицию изучения англо-итальянского диалога культур, заложенную П. П. Муратовым, автор ставит своей задачей комплексное исследование функционирования образов итальянского Ренессанса в английской культуре XIX−начала XX в. как целостного уникального феномена, убедительно показывает масштаб «итальянизации» английской культуры указанного периода, выявляет причины и следствия этого явления, через изучение отдельных фактов и эпизодов прослеживает механизмы соприкосновения и взаимодействия ренессансной и викторианской культур.
В предлагаемом труде внимание сконцентрировано на проблеме восприятия итальянского Ренессанса в английской философии искусства (на основании анализа трудов Дж. Рёскина, У. Пейтера и В. Ли) и в художественной практике — в живописи двух поколений прерафаэлитов; в садово-парковом искусстве (Дж. Ситвелл, Г. Пето) XIX−начала XX в.; в деятельности У. Морриса и «Общества искусств и ремёсел» и дизайне эпохи модерна; в сценической практике Э. Г. Крэга. Научной новизной обладают как отдельные эпизоды исследования: к примеру, анализ малоизвестных или непереведенных на русский язык текстов английских эссеистов, так и сам подход к проблеме сквозь призму историзма. Изучение востребованности и творческой активности образов итальянского Ренессанса в английской культуре позволяет лучше и глубже понять викторианскую и эдвардианскую эпохи, а также под другим углом взглянуть на Ренессанс и его историко-культурное и общедуховное значение. Данное исследование создает перспективу дальнейшего изучения новых более узких аспектов англо-итальянской проблематики и может послужить моделью для изучения иных значимых диалогов культур. Собранный фактический материал представляет интерес не только для специалистов, но и для самого широкого круга читателей, которые будут удивлены «масштабом итальянизации» английского искусства, литературы, бытовой практики.