Современное искусство: от концепции к шедевру (курс в рамках магистерской программы «Цифровые технологии в культуре», НОШ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»)
Публикации за последние 10 лет:
75 научных работ, в том числе 72 научные статьи, 1 монография, 1 учебное пособие, 1 учебно-методическое пособие
Иная учебная деятельность:
Научное руководство (защищено 27 выпускных квалификационных работ специалистов, бакалавров и магистров).
Лекции в рамках Фестиваля МГУ «Наука+», Школы Юного философа.
Участие в программах повышения квалификации учителей (в 2022 году «Летняя школа учителей обществознания») и «Московское долголетие».
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
Онтология и теория познания. Программы подготовки бакалавриата. Авторские учебные курсы: учебно-методическое пособие / сост. и общ. ред. С. М. Гавриленко, А. Б. Толстова, А. В. Фролова / Д. А. Алексеева, С. М. Гавриленко, В. Е. Дмитриев и др. — М.: М., 2022. — 368 с.
Онтология и теория познания. Программы подготовки магистратуры и аспирантуры. Авторские учебные курсы: учебно-методическое пособие / сост. и общ. ред. С. М. Гавриленко, А. Б. Толстова, А. В. Фролова / Д. А. Алексеева, А. С. Ветушинский, С. М. Гавриленко и др. — М.: М., 2022. — 304 с.
Полякова С.В., Мойса Н. И. Философская библиотека.Термины. Проблемы. Тексты. — Учебное пособие для ВУЗов. — МАКС Пресс Москва, 2017. — 348 с.
Аннотация:
Что делает вещь искусством?От институциональной теории к критике институции
В XX веке с введением в границы искусства реди-мейда, инсталляции, перформанса и других новых и немыслимых прежде жанров перед теоретиками искусства встал вопрос — как эти профанные вещи становятся искусством? Чем, например, «Фонтан» Дюшана, признанный большинством арт-критиков главным произведением искусства XX века, отличается от ассортимента любого хозяйственного магазина? Среди выдвинутых в последние десятилетия теорий, дающих ответ на вопрос, что теперь считать искусством? — абсолютной победительницей стала институциональная теория, выдвинутая в 1960-е гг. представителями американской аналитической эстетики А. Данто и Дж. Дики. Институциональная теория провозгласила: искусством является то, что признано таковым артмиром, или институтом искусства. Однако появление институциональной теории неожиданно обернулось возникновением мощной критики самой институции искусства. В лекции будет освещена и прокомментирована знаменитая дискуссия о границах и сущности искусства, участниками которой стали ведущие теоретики современного искусства второй половины XX века.