Поэзия серебряного века как культурный феномен (МФК)
Русские поэты серебряного века: знаменитые и неизвестные (МФК)
Публикации за последние 10 лет:
15 книг, среди них — 3 монографии и 1 учебное пособие с грифом
Иная учебная деятельность:
Научное руководство (защищено 4 кандидатских диссертации).
Руководство научно-исследовательской работой «Литература и литературная критика в истории и развитии журналистики».
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / отв. ред. и сост. А. А. Холиков, при участии Е. И. Орловой / А. А. Холиков, Е. И. Орлова, А. В. Филатов и др. — ИМЛИ РАН Москва, 2021. — 768 с.
Орлова Е. И. Литературная судьба Н. В. Недоброво. — ФЛИНТА М, 2019. — 432 с .
Орлова Е.nbsp;И. М. А. Булгаков и М. М. Зощенко — фельетонисты. — Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Москва, 2017. — 55 с.
Орлова Е. И. Образ автора в литературном произведении. — Флинта М, 2019. — 116 с.
Орлова Е. И. Формы присутствия автора в литературном произведении. — Москва: Москва, 2017. — 48 с.
Орлова Е. И. Четыре поэта Серебряного века. Учебное пособие к спецкурсу. — М.: Факультет журналистики МГУ М, 2017. — 51 с.
Аннотация:
Михаил Булгаков и Максимилиан Волошин
Тема лекции раскрывается на трех уровнях: история дружбы писателей, инициатором которой был Волошин; ложная репутация, создаваемая Волошину и Булгакову прижизненной критикой, и их посмертная судьба; наконец, творческие переклички на уровне поэтики. Старший современник Булгакова, Волошин одним из первых высоко оценил роман «Белая гвардия», сравнив первое крупное литературное выступление Булгакова «с дебютами Толстого и Достоевского». Есть черты сходства в том, как складывалась литературная судьба Волошина и Булгакова: в критике 1920-х годов творчество обоих писателей было оценено преимущественно негативно. Затем следуют долгие годы забвения и, наконец, во второй половине ХХ века, — посмертное мировое признание. Личная дружба двух писателей была основана на неосознанной творческой близости. Волошин считал Булгакова «первым, кто запечатлел душу русской усобицы», однако в поэме «Россия», стихах первых лет революции и Гражданской войны он сам сделал это с не меньшей художественной силой. Современному читателю видны многие переклички между произведениями Волошина и Булгакова: позиция гуманизма и одиночество «среди враждебных ратей» (Волошин), соотнесение событий в России с русской и мировой историей, обращение к образам и мотивам Библии, а также к творчеству русских писателей XIX века, в первую очередь Достоевского.