Каргашин
Павел Евгеньевич
кандидат географических наук
доцент
кафедра картографии и геоинформатики
географический факультет
Стаж педагогической работы:
10 лет
Читаемые курсы:
  • Основы цифровой картографии
  • Автоматизированная обработка пространственных данных средства языка Python
  • Эколого-географическое картографирование объектов нефтегазовой отрасли
  • Поиск и анализ тематической информации
Публикации за последние 10 лет:
70 публикаций, из них 4 учебных пособия, включая одно учебное пособие на английском языке, 66 статей
Иная учебная деятельность:
  • Научное руководство (защищено 34 выпускных работы специалистов, бакалавров и магистров, в настоящее время руководит 2 аспирантами).
  • Начальник геодезической практики в Чашниково.
  • Участие в проведении учебной практики по топографии в Сатино .
  • Руководство производственными практиками студентов кафедры картографии и геоинформатики.
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
  • Каргашин П.Е., Карпчевский А. М. Учебное пособие по курсу Автоматизированная обработка пространственных данных. — Издательство КДУ Москва, 2022. — 103 с.
  • Каргашин П.Е., Тульская Н. И., Кузнецова Е. Ю. Цифровое картографирование. ГИС Аксиома. — ГНИИ Нацразвитие Санкт-Петербург, 2022. — 127 с.
  • Wastewater Treatment XXI: Educational Program: study guide / N. M. Shchegolkova, I. Kupriianova, K. Rybka et al. — MAKS Press Moscow, 2021. — 256 с.
  • Фито-очистные сооружения XXI века. Образовательная программа / Н. М. Щеголькова, Ю. В. Куприянова, К. Ю. Рыбка и др. — Москва: Москва, 2021. — 272 с.
  • Каргашин П. Е. Основы цифровой картографии: Учебное пособие для бакалавров. 2-е изд., доп. — Москва: Москва, 2020. — 106 с.
Аннотация:
Современная подготовка картографов и ГИС-специалистов

Развитие производства закономерно приводит к изменению требований, предъявляемых к специалистам: становятся актуальными новые навыки; другие, напротив, «устаревают». Одновременно развивается и наука, появляются новые подходы и методы, которые еще предстоит внедрить в производство. Это приводит к появлению новых дисциплин, перестройке содержания существующих курсов. В тоже время конечная цель — качественная подготовка специалистов, остается неизменной.
Географический факультет является одним из ведущих центров подготовки специалистов в области картографии и геоинформатики. Работа преподавателей заключается не только в обучении студентов кафедры картографии и геоинформатики, но и других кафедр, других факультетов, а также повышение квалификации работников отрасли.
В выступлении показан опыт преподавателя высшей школы, который помимо образовательной деятельности, является исполнителем научных и производственных проектов, в которых принимают участие профессионалы из разных областей. Автор описывает опыт с позиций своей предметной области — картографии и геоинформатики, которая привлекает специалистов с различным образованием: физико-математическим, географическим, геологическим, техническим и др.
Раскрывается специфика подготовки учебных материалов для разных задач, от профильного образования, до повышения квалификации, уделено внимание справочным материалам, которые предоставляются прошедшим обучение. В докладе показано, что для повышения эффективности курса следует понять необходимое соотношение теории и практики, выявить навыки, которые наиболее нужны обучающимся. При обучении студентов картографов важно не столько дать навыки работы в программном обеспечении и знание библиотек языка Python, а объяснить суть базовых операций, чтобы будущий специалист мог их комбинировать для решения сложных задач, использовать любое профессиональное программное обеспечение, а не только то, которому его учили. В тоже время переподготовка специалистов не требует детального освещения теории, а, наоборот, формирование и закрепление минимального набора инструментов и понятий.
Этот подход проявляется в авторских курсах и учебных пособиях «Основы цифровой картографии» и «Автоматизированная обработка пространственных данных», которые активно используются в учебном процессе не только на кафедре картографии и геоинформатики.