Современная подготовка картографов и ГИС-специалистов
Развитие производства закономерно приводит к изменению требований, предъявляемых к специалистам: становятся актуальными новые навыки; другие, напротив, «устаревают». Одновременно развивается и наука, появляются новые подходы и методы, которые еще предстоит внедрить в производство. Это приводит к появлению новых дисциплин, перестройке содержания существующих курсов. В тоже время конечная цель — качественная подготовка специалистов, остается неизменной.
Географический факультет является одним из ведущих центров подготовки специалистов в области картографии и геоинформатики. Работа преподавателей заключается не только в обучении студентов кафедры картографии и геоинформатики, но и других кафедр, других факультетов, а также повышение квалификации работников отрасли.
В выступлении показан опыт преподавателя высшей школы, который помимо образовательной деятельности, является исполнителем научных и производственных проектов, в которых принимают участие профессионалы из разных областей. Автор описывает опыт с позиций своей предметной области — картографии и геоинформатики, которая привлекает специалистов с различным образованием: физико-математическим, географическим, геологическим, техническим и др.
Раскрывается специфика подготовки учебных материалов для разных задач, от профильного образования, до повышения квалификации, уделено внимание справочным материалам, которые предоставляются прошедшим обучение. В докладе показано, что для повышения эффективности курса следует понять необходимое соотношение теории и практики, выявить навыки, которые наиболее нужны обучающимся. При обучении студентов картографов важно не столько дать навыки работы в программном обеспечении и знание библиотек языка Python, а объяснить суть базовых операций, чтобы будущий специалист мог их комбинировать для решения сложных задач, использовать любое профессиональное программное обеспечение, а не только то, которому его учили. В тоже время переподготовка специалистов не требует детального освещения теории, а, наоборот, формирование и закрепление минимального набора инструментов и понятий.
Этот подход проявляется в авторских курсах и учебных пособиях «Основы цифровой картографии» и «Автоматизированная обработка пространственных данных», которые активно используются в учебном процессе не только на кафедре картографии и геоинформатики.