Презентация монографии на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Медиатизация медиа»
5 декабря 2024
11:15 – 11:40
Коломиец
Виктор
Петрович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ
Коломиец
Виктор Петрович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ
Модератор:
Вартанова Елена Леонидовна
доктор филологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ
Аннотация цикла:
Монография «Медиатизация медиа» — это взгляд на отечественную медиасреду через призму индустриального конфликта между медиа, порожденного относительно свободным развитием интернета, цифровой средой и целенаправленно организованной и институционально оформленной системой СМИ.
Автор исходит из того, что одной из важнейших теоретических и практических проблем сегодня является необходимость осмысления и концептуализации процессов трансформации самих медиа, которые находятся под влиянием большого количества факторов. На наших глазах традиционные СМИ теряют свою былую привлекательность как для потребителей, так и для рекламодателей; новые — цифровые, заполняя все коммуникационные ниши, начинают определять конфигурацию медиапространства и медиасреды. То есть медиатизация как процесс трансформационных изменений культуры и общества под влиянием медиа распространяется в работе и на сами медиа, их преобразования с точки зрения интересов индивидов и общества, власти и бизнеса.
В качестве результата исследования в определенной мере был получен ответ на многоаспектный вопрос: как медиатизация, являющаяся следствием проникновения медиа во все поры социальной жизни, влияет на трансформацию самих медиа — технологий, направленных на удовлетворение потребностей людей; института культурной и политической жизни общества; индустрии, построенной по законам бизнеса?
Методология подхода связана с реализацией идеи взаимосвязи развития технологий и создаваемого, транслируемого и потребляемого с их помощью контента в контексте человеческой активности. То есть если в традиционных исследованиях медиа выступают как независимая переменная по отношению к культуре и обществу, и они анализируется как интегральный фактор общественных и культурных преобразований, то в данном случае медиа — это зависимая, трансформирующаяся переменная, вектор изменения которой определяет ее медиатизационный потенциал, реализующийся в индивидуальных практиках людей, коллективных действиях общества, власти и бизнеса.
Данное исследование имеет свою особую миссию — интеллектуально дополнить существующую картину функционирования современной медиаиндустрии. Задача состоит в том, чтобы знания, концептуальные построения в области медиа и коммуникации позволяли организовывать коммуникационные практики в обществе, направлять их в необходимое русло. В работе представлен некоторый интеллектуальный набор ресурсов для решения практических проблем.
Работа направлена на поиск теоретических, концептуальных оснований, релевантных стоящим перед человечеством проблемам, порожденным взрывным ростом цифровых коммуникационных технологий.
В целом данная работа — это мозаика дескриптивных микроисследований, посвященных отдельным аспектам трансформации медиаиндустрии, выходящих за пределы индустриального исследования, с разной исследовательской оптикой и некоторым социологическим акцентом.