Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование. Но при этом гарантируются общедоступность и бесплатность только дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Относительно высшего образования — каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При этом Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
С точки зрения гражданского (частного) права субъективное право на получение образования основывается на договоре об оказании услуг. Важно иметь в виду, что, несмотря на принципиальное сходство так называемых «бюджетного» и «платного» образования правовому регулированию главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации «Возмездное оказание услуг» подчиняется только платное образование. Однако это вовсе не означает, что услуги по платному образованию регулируются только ГК России. В этой сфере действует большой массив законодательства об образовании, включающий нормы самых различных отраслей российского права. Правовые нормы, содержащиеся в законодательстве об образовании, призваны отразить большую специфику образовательных услуг, которая в принципиальном плане сводится, с одной стороны, к всеобъемлющей стандартизации получаемых знаний, которые должны обеспечивать приемлемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. С другой стороны, требует участия в процессе их оказания обучающихся, которые в обязательном порядке должны иметь необходимый для обучения уровень знаний и способностей, отсутствие которых неизбежно влечет их неудовлетворительную оценку и отказ в оказании образовательных услуг
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году образовательные организации вынуждены переходить на дистанционный режим работы, а также применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии для продолжения обучения студентов и аспирантов и сохранения непрерывности образовательного процесса.
Особую актуальность при временном переходе на дистанционное обучение представляют вопросы методического обеспечения такого образования, организации взаимодействия преподавателя с обучающимися.
В сложившихся условиях вузы вынуждены выполнять требования нормативных актов органов власти субъектов Российской Федерации и рекомендаций Роспотребнадзора, в частности, переводить часть работников на дистанционную работу, соблюдать новые санитарно-эпидемиологические правила, что влечет за собой дополнительные затраты (как временные, так и материальные).