Презентация цикла работ на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Литература ХХ века как сфера национального самосознания и современность»
5 декабря 2022
12:45 – 13:10
Голубков
Михаил Михайлович
доктор филологических наук, профессор
филологический факультет
заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса
Голубков
Михаил Михайлович
доктор филологических наук, профессор
филологический факультет
заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса
Модератор:
Липгарт Андрей Александрович
доктор филологических наук, профессор, и.о. декана филологического факультета
Аннотация цикла:
Цикл работ объединяет труды соискателя в комплекс, претендующий на целостность. Их единство определяет общность материала (литература ХХ века и современный литературный процесс), адресат (студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты, учащиеся старшей школы и все, кому важен русский исторический путь, отраженный в литературно-художественном сознании ушедшего и нынешнего веков). Композиционное и идейное единство цикла формируется рассмотрением литературы как важнейшей сферы общественного сознания, накапливающей и формирующей национально значимые смыслы.

Представленный цикл включает следующие издания:

Зачем нужна русская литература? Из записок университетского словесника. М.: Прометей, 2021. 344 с.; 21,5 п. л.
В монографии предложены принципы научной периодизации литературы и охарактеризован современный литературный процесс; содержатся сопоставления далеких писательских репутаций (М. Горький и А. Солженицын; А. Солженицын и Ю. Поляков), предложен монографический анализ знаковых явлений ХХ века (романы «Защита Лужина» В. Набокова, «В круге первом» А. Солженицына, «Любовь в эпоху перемен» Ю. Полякова). Литература трактуется как сфера формирования исторической памяти, включающей личность в контекст национальной жизни.

Юрий Поляков: контекст, подтекст, интертекст и другие приключения текста. Ученые (и не очень) записки одного семинара. — М., АСТ, 2019. — 256 с.; 13,44 п.л.; М., Прометей, 2021. — 284 с.; 17, 75 п.л. п. л.
Кафедра, занимающаяся современной литературой, не может отсиживаться в аудитории. Потребность непосредственного участия в современном литературном процессе должна воспитываться у студентов кафедры. Этой потребностью и порождена представленная книга.
Творчество одного из ведущих современных писателей часто оказывалось предметом изучения на семинаре. Его руководитель принял решение придать этим штудиям вид ученых записок. Книга получилась ироничной, под стать ее герою, и выдержала за два года два издания. Творчество Ю. Полякова представлено в ней в широком историко-литературном контексте последних сорока лет.

История русской литературной критики ХХ века: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 357 с.; 27,7 п. л.
Издание представляет первую и на настоящий момент единственную книгу, предлагающую системное изучение истории русской литературной критики ХХ века. Она предлагает концепцию литературного развития ХХ века в его соотношении с политическими и социокультурными обстоятельствами советской и постсоветской эпохи. Выдержала несколько изданий и востребована на филологических факультетах многих университетов страны.

Учебный комплекс «Литература» для старшей школы. Базовый и углубленный уровни. — М., Изд-во Мнемозина, 2021.
Издание представляет собой учебники для 10 и 11 класса, каждый в двух частях. Рекомендован Министерством образования РФ и успешно используется во многих регионах страны.

Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — 5 -е издание, доработанное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 96 с. — (Перечитывая классику); Программа МГУ — школе. 5,9 п.л.
Анализируется творческий путь М. Горького, а также произведения, вошедшие в образовательный стандарт последнего поколения. Книга написана в рамках программы «МГУ — школе» и выдержала несколько изданий.

Все работы связаны между собой и дополняют друг друга, освещая литературу ХХ — ХХI вв. как важнейшую сферу национального сознания.