Презентация монографии на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Франция и франкофония: язык, общество, культура»
5 декабря 2022
12:15 – 12:40
Загрязкина
Татьяна Юрьевна
доктор филологических наук, профессор
факультет иностранных языков и регионоведения
заведующий кафедрой французского языка и культуры
Загрязкина
Татьяна Юрьевна
доктор филологических наук, профессор
факультет иностранных языков и регионоведения
заведующий кафедрой французского языка и культуры
Модератор:
Левицкий Андрей Эдуардович
доктор филологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения
Аннотация монографии:

Монография посвящена изучению франкофонии как уникального многогранного феномена, имеющего лингвистическую, культурологическую, геополитическую составляющие. Книга имеет целью раскрыть сущность франкофонии как альтернативу глобализации и объединение стран и регионов на основе иного языка, чем глобальный английский язык. По некоторым оценкам, единство французского языка даже внутри Франции — вовсе неочевидный факт. Один язык или разновидности французского языка? Тяготение к культуре Франции как основе общей франкофонной идентичности или дистанцирование от нее и конструирование собственной (региональной, локальной) идентичности за пределами гексагона? Мир высокой культуры или мир повседневности и/или стереотипов (кухня, мода, др.)? Эти и другие проблемы рассмотрены в рамках междисциплинарного подхода, учитывающего взаимодействие языка, культуры и общества на разных этапах их развития. Это позволяет представить франкофонию как а) научную проблему; б) учебную дисциплину; в) геополитический проект/ответ на вызовы современного мира.

Книга состоит из четырех разделов: 1. Слова и образы культуры; 2. Пространство франкофонии: взаимодействие языка и культуры; 3. Повседневность в языке и культуре; 4. Защита французского языка в прошлом и настоящем. Развивая традиции отечественной науки, с учетом концепций франкоязычных исследователей (французских, квебекских, бельгийских, швейцарских, африканских), автор обосновывает свой взгляд на франкофонию сквозь призму изучения актуальных тем, среди которых:

  • терминология дискурсов о франкофонии (концепты, «места памяти», «места знания», «места перехода», «множественность культуры»);
  • варьирование французского языка на «старых» и «новых» территориях: регионализация языка и проблема структурной общности;
  • динамика границы и пограничных ареалов; взаимодействия и отталкивания в языковом и культурном континууме («центр» — «периферия»);
  • национальная, региональная и локальная идентичности как динамические категории (от «картины Франции» к «французской композиции»; «французскость"/"негритюд»);
  • от народной культуры к культуре повседневности и этнотексту; гендерная проблематика;
  • роль языка в формировании и отражении общественных ценностей и культурных предпочтений (эпилингвистический дискурс и самооценка франкофонов разных регионов; языковая уверенность/неуверенность);
  • обучение французскому языку, с учетом традиций и новаторства российской школы, др.

Представленный материал был апробирован при чтении курсов на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, межфакультетского курса, при руководстве магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями, а также в международном контексте — при представлении отечественной школы изучения франкофонии и обучения французскому языку и культуре франкоязычных стран. Книга имеет гриф: «Рекомендовано Научно-методическим советом по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ для использования в учебном процессе для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям». Это подтверждает теоретическую, практическую и общественную направленность исследования. Работа выполнена автором самостоятельно, доля авторского участия — 100%.