Презентация монографии на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Психологическое сопровождение пандемии COVID-19»
5 декабря 2022
11:45 – 12:10
Зинченко
Юрий Петрович
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
факультет психологии
декан, заведующий кафедрой методологии психологии
президент Российского психологического общества
Зинченко
Юрий Петрович
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
факультет психологии
декан, заведующий кафедрой методологии психологии
президент Российского психологического общества
Тхостов
Александр Шамилевич
доктор психологических наук, профессор
факультет психологии
заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии
Тхостов
Александр Шамилевич
доктор психологических наук, профессор
факультет психологии
заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии
Ковязина
Мария Станиславовна
доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО
факультет психологии
профессор кафедры нейро- и патопсихологии
Ковязина
Мария Станиславовна
доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО
факультет психологии
профессор кафедры нейро- и патопсихологии
Модератор:
Тихомандрицкая Ольга Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии, заместитель декана факультета психологии
Аннотация монографии:
В период пандемии COVID-19 особенно остро звучала проблема охраны здоровья и обеспечения психологического благополучия граждан, что является одной из важнейших актуальных задач государства.
Специфика реакции на распространение коронавируса в современном информационном обществе, получившая даже специальное название «инфодемия», показывает, что психологические проблемы пандемии настолько остры и актуальны, что в определенном смысле имеют не меньший вес, чем ее клинические и эпидемиологические аспекты.
Результаты исследований, изложенные в монографии, подтверждают, что ключевой психологический феномен пандемии — тревога, объясняемая ситуацией неопределенности, невозможности прогноза будущего или общим стрессом в связи с риском заражения, негативных социальных последствий и изменением образа жизни.
Основная проблема психологических исследований такого рода ситуаций как пандемия состоит в недостатке теоретической проблематизации, обсуждения и эмпирического выявления психологического смысла той тревоги, которая актуализируется в ситуации эпидемии, и тех действий, которые могут быть эффективны для ее преодоления и формирования адаптивного поведения населения и эффективности предпринимаемых мероприятий.
В контексте эпидемических ситуаций, сопровождающихся инфодемией, особую важность приобретают исследования психологических механизмов формирования у людей категоричных и ригидных представлений о пандемии, дисфункциональных для их адаптации к сложившейся ситуации, здоровья и даже жизни.
В монографии представлены результаты, демонстрирующие ресурсную роль осознанной саморегуляции в самоорганизации профессиональной и учебной деятельности в условиях самоизоляции и в преодолении негативных эмоциональных состояний, важность саморегуляции в кризисный период.
Важной темой является организация психолого-педагогической помощи детям и родителям в «красной зоне» инфекционного стационара. Особое внимание уделено опыту оказания психологической помощи в различных регионах РФ, рекомендациям по психологическому сопровождению, проведению тренинга медицинского персонала, нейропсихологической диагностике и реабилитации во время пандемии. Подробно освещаются актуальные задачи психологического просвещения в условиях пандемии.
В рамках проведенных исследований, выполненных по запросу Минздрава России и ФМБА РФ, разработаны, сформулированы и апробированы специализированные рекомендации для наиболее уязвимых групп населения, разработан специальный психологический тезаурус международных терминов по проблематике COVID-19, в котором обобщены различные исследовательские подходы к данной проблеме.
В монографии детально представлены меры, которые могут быть приняты руководителями медицинских учреждений совместно со службой психологического сопровождения. Монография включает в себя дидактические материалы и практические рекомендации по психологической поддержке деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников медицинских учреждений.
В книге приводятся апробированные рекомендации по нейропсихологической диагностике и реабилитации при COVID-19. Исследования коронавирусной инфекции нового типа показывают, что существуют различные пути ее проникновения в нервную систему. Предметом современной реабилитации является функционирование пациента, отличное от того, которое реализовывалось до болезни.
Анализ и систематизация полученного опыта и практики, а также подготовленные на их основе рекомендации имеют принципиальное значение для возможности эффективного ответа на подобные вызовы в будущем.