В период пандемии COVID-19 особенно остро звучала проблема охраны здоровья и обеспечения психологического благополучия граждан, что является одной из важнейших актуальных задач государства.
Специфика реакции на распространение коронавируса в современном информационном обществе, получившая даже специальное название «инфодемия», показывает, что психологические проблемы пандемии настолько остры и актуальны, что в определенном смысле имеют не меньший вес, чем ее клинические и эпидемиологические аспекты.
Результаты исследований, изложенные в монографии, подтверждают, что ключевой психологический феномен пандемии — тревога, объясняемая ситуацией неопределенности, невозможности прогноза будущего или общим стрессом в связи с риском заражения, негативных социальных последствий и изменением образа жизни.
Основная проблема психологических исследований такого рода ситуаций как пандемия состоит в недостатке теоретической проблематизации, обсуждения и эмпирического выявления психологического смысла той тревоги, которая актуализируется в ситуации эпидемии, и тех действий, которые могут быть эффективны для ее преодоления и формирования адаптивного поведения населения и эффективности предпринимаемых мероприятий.
В контексте эпидемических ситуаций, сопровождающихся инфодемией, особую важность приобретают исследования психологических механизмов формирования у людей категоричных и ригидных представлений о пандемии, дисфункциональных для их адаптации к сложившейся ситуации, здоровья и даже жизни.
В монографии представлены результаты, демонстрирующие ресурсную роль осознанной саморегуляции в самоорганизации профессиональной и учебной деятельности в условиях самоизоляции и в преодолении негативных эмоциональных состояний, важность саморегуляции в кризисный период.
Важной темой является организация психолого-педагогической помощи детям и родителям в «красной зоне» инфекционного стационара. Особое внимание уделено опыту оказания психологической помощи в различных регионах РФ, рекомендациям по психологическому сопровождению, проведению тренинга медицинского персонала, нейропсихологической диагностике и реабилитации во время пандемии. Подробно освещаются актуальные задачи психологического просвещения в условиях пандемии.
В рамках проведенных исследований, выполненных по запросу Минздрава России и ФМБА РФ, разработаны, сформулированы и апробированы специализированные рекомендации для наиболее уязвимых групп населения, разработан специальный психологический тезаурус международных терминов по проблематике COVID-19, в котором обобщены различные исследовательские подходы к данной проблеме.
В монографии детально представлены меры, которые могут быть приняты руководителями медицинских учреждений совместно со службой психологического сопровождения. Монография включает в себя дидактические материалы и практические рекомендации по психологической поддержке деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников медицинских учреждений.
В книге приводятся апробированные рекомендации по нейропсихологической диагностике и реабилитации при COVID-19. Исследования коронавирусной инфекции нового типа показывают, что существуют различные пути ее проникновения в нервную систему. Предметом современной реабилитации является функционирование пациента, отличное от того, которое реализовывалось до болезни.
Анализ и систематизация полученного опыта и практики, а также подготовленные на их основе рекомендации имеют принципиальное значение для возможности эффективного ответа на подобные вызовы в будущем.