Тимонина
Ирина Львовна
доктор экономических наук
профессор
кафедра экономики и экономической географии стран Азии и Африки
Институт стран Азии и Африки
Стаж педагогической работы:
35 лет
Читаемые курсы:
  • Экономика Японии
  • Экономическое развитие Японии
  • Структурно-отраслевые особенности современной экономики Японии
  • Спецкурсы: «Позиции Японии на мировом рынке капитала», «Особенности корпоративного управления в Японии»
Публикации за последние 10 лет:
9 монографий, 25 научных статей.
Иная учебная деятельность:
  • Научное руководство (защищены 7 кандидатских диссертаций, 41 дипломная работа, 9 магистерских диссертаций, руководство 2 аспирантами, 3 магистрантами).
  • Руководство научно-исследовательской практикой магистрантов, организация педагогической практики магистрантов.
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
  • Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник; под.ред. А. С. Булатова / Д. И. Коновалова, А. И. Медовой, А. С. Булатов и др. — М.: КНОРУС, 2017. — 916 с.
  • Япония в ретроспективе смены поколений/Под редакцией Д. В. Стрельцова / Д. В. Стрельцов, О. А. Добринская, А. А. Киреева и др. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2020. — 320 с.
  • Афро-азиатские страны и новые технологии / Н. Н. Цветкова, А. В. Акимов, Л. Г. Белова и др. — М.: М., 2019. — 276 с.
  • Япония: консервативный поворот / Э. В. Молодякова, В. Э. Молодяков, И. Л. Тимонина и др. — М.: АИРО-XXI, 2015. — 272 с.
  • Японское общество: меняющееся и неизменное / Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян, В. Э. Молодяков и др. — АИРО XXI Москва, 2014. — 300 с.
  • Япония в Азии: параметры сотрудничества / И. Л. Тимонина, П. ЛебедеваИ, Б. МаркарьянС и др. — АИРО-XXI Москва, 2013. — 312 с.
  • Япония в поисках новой глобальной роли / Д. В. Стрельцов, В. О. Кистанов, К. О. Саркисов и др. — Восточная литература Москва, 2013. — 303 с.
Тема публичной лекции:
Проблемы преподавания экономических дисциплин в условиях глобальной неопределенности и «новой нормальности» (опыт преподавания курса «Экономика Японии»)
1. Преподавание базовых экономических дисциплин, таких как «Мировая экономика», «Экономика изучаемой страны» традиционно опиралось на теоретический фундамент и их верификацию на основе анализа реальной экономической действительности.
2. В условиях перехода от называемого мира VUCA (Volatility — нестабильность, Uncertainly — неопределённость, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность) к миру BANI (Brittle — хрупкий, Anxious — тревожный, Nonlinear — нелинейный, Incomprehensible — непонятный/непостижимый) экономические системы уже не вполне подчиняются принципам и законам, выведенным и сформулированным эмпирическим путем на основе реалий отличных от непрерывно и непредсказуемо меняющихся современных.
3. Неизмеримо расширившиеся в наше время возможности поиска и обработки информации лишают лекционные и практические занятия функции источника информации. Поэтому акценты переносятся на развитие надпрофессиональных навыков и компетенций студентов (концентрации на задаче в условиях переизбытка информации, критического и логического мышления в отношении событий и их интерпретации, системного мышления и способности к обобщениям в условиях хаоса и предельного усложнения причинно-следственных связей в экономических системах) и отработке этих навыков на информационном материале, в значительной мере получаемой студентами самостоятельно.
4. Концепция курса-«трансформера» предусматривает наличие ряда строго определенных элементов курса, своего рода «сот», наполнение которых может меняться, т. е. предполагается многовариантность информационного и методического контента.
Меняется роль учебников и учебных пособий, которые целесообразно переводить в электронный формат, что расширяет возможности оперативной замены отдельных элементов с целью их переосмысления и обновления, а также модернизации общей конфигурации курса.