Минаева
Ольга Дмитриевна
доктор филологических наук
профессор, заведующий кафедрой
кафедра истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации
исторический факультет
Стаж педагогической работы:
30 лет
Читаемые курсы:
  • История отечественных СМИ
  • Печать для женщин: трансформация гендерных стереотипов в XX—XXI вв.
  • Отечественные издания для женщин: исторические особенности решения «женского вопроса»
  • практические занятия: История российской журналистики (1917 — 2000-е гг.)
  • спецсеминары «Образ женщины в отечественной печати XX — XXI веков», «Трансформация образа героини российской женской прессы в XX—XXI вв.»
Публикации за последние 10 лет:
26 книг и учебников, 71 статья.
Иная учебная деятельность:
  • Научное руководство (защищены 3 кандидатские диссертации, 38 выпускных квалификационных и дипломных работ).
  • Член жюри олимпиад «Ломоносов и «Покори воробьевы горы!»
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
  • Медиасистема России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, Т. Э. Гринберг и др. — Аспект Пресс Москва, 2020. — 424 с.
  • Минаева О. Д. История отечественной журналистики. 1917−1945. — АспектПресс М, 2018. — 256 с.
  • Минаева О. Д. К 100-летию Союза журналистов России. История создания. — Факультет журналистики МГУ М, 2018. — 88 с.
  • Гутнов Д. А., Минаева О. Д., Хорошилова Л. Б. Императорский Московский университет: Первые сто лет на Моховой. — МедиаМир М, 2017. — 64 с.
  • Наш Дом на Моховой / Е. Л. Вартанова, Г. В. Прутцков, О. Д. Минаева, Д. А. Гутнов. — МедиаМир Москва, 2017. — 88 с.
  • Минаева О. Д. Журналы Работница и Крестьянка в решении женского вопроса в СССР в 1920—1930-е гг. — МедиаМир, 2015. — 232 с.
  • Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, Т. Э. Гринберг и др. — Аспект Пресс Москва, 2015. — 384 с.
Тема публичной лекции:
Научная работа — эффективный путь к профессиональному росту преподавателей
Наша кафедра была образована в 1963 г. и занималась изучением истории СМИ советского периода, сейчас мы преподаем историю России, историю отечественных СМИ в XX-начале XXI веков. Студенты в начале 1990-х гг. требовали «правдивых» учебников, по истории и истории журналистики отменили экзамены, а дискуссии о советском прошлом велись не столько в академических кругах, сколько в массовых СМИ, которые активно формировали исторические стереотипы.
Мы прошли сложный период, когда требовались новые учебники и хрестоматии, но, в первую очередь были нужны объективные, политически неангажированные исторические исследования. Сегодня мы рассматриваем закономерности развития и особенности функционирования различных моделей печати и СМИ: в императорской России, в период демократических реформ в феврале-октябре 1917 г., в советский период, в современной демократической России. История нашей журналистики, особенно советского периода, интересна большим выбором новых, неисследованных направлений.
Так сложилось, что постсоветский период потребовал от преподавателей активной научной работы. Освоение новых материалов, работа в архивах, современная терминология, развитие междисциплинарных исследований — все это позволяет преподавателям быть убедительными на лекциях и семинарах. Наши студенты требуют от нас новых методов работы в цифровую эпоху, освоения мультимедийных технологий. Но все же на первое место я бы поставила увлеченность преподавателя своим предметом, которая стимулирует узнавать больше, пробовать новые методы исследования, писать научные труды.