Кудина
Марианна Валерьевна
доктор экономических наук
профессор, заведующий кафедрой
кафедра экономики инновационного развития
факультет государственного управления
Стаж педагогической работы:
30 лет
Читаемые курсы:
  • Финансовый менеджмент
  • Инновационная экономика
  • Управление стоимостью компании
  • Управление развитием компании
  • Экономика
  • Экономическая теория
  • МФК «Корпоративные финансы»
  • курс по инновационной экономике на английском языке, а также курс по управлению искусственным интеллектом.
Публикации за последние 10 лет:
8 монографий, ряд учебников, главы в учебниках, учебные пособия, всего 93 публикации.
Иная учебная деятельность:
  • Научное руководство (защищены 4 кандидатские и 1 докторская диссертации, 25 выпускных квалификационных и дипломных работ бакалавров и магистров).
  • Организация и чтение лекций для учителей в рамках летней школы для учителей и учительской субботы.
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
  • Управление государственными реформами и корпоративными преобразованиями / М. В. Кудина, А. С. Воронов, Л. С. Леонтьева и др. — Москва: Москва, 2021. — 255 с.
  • Инновационная экономика: Учебник/ М. В. Кудина. — М.: Издательство Московского университета, 2018 — 272 с.
  • Цифровая экономика: управление, бизнес, образование: монография / С. В. Авилкина, М. А. Бакулеа, И. И. Горских, М. В. Кудина. — КНОРУС Москва, 2019. — 218 с.
  • Кудина М. В. Инновационная экономика. — Издательство Московского университета Москва, 2018. — 257 с.
  • Цифровая экономика как стратегический тренд инновационного развития: монография / М. В. Кудина, А. С. Воронов, Л. С. Леонтьева и др. — М.: КДУ, Университетская книга, 2018. — 166 с.
  • Инновационная экономика: научно-методическое пособие / под. Ред. М. В. Кудиной и М. А. Сажиной. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014 — 304 с.
  • Экономика инновационного развития / под ред. М. В. Кудиной и М. А. Сажиной. — М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013 — 296 с.
  • Управление компанией: теория и практика. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 326 с.
  • Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Кудина- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011, 2012, 2014, 2015 — 256 с.
  • Кудина М. В. Экономика: учебник (Высшее образование). — ФОРУМ-ИНФРА-М Москва, 2012. — 368 с.
Тема публичной лекции:
Человеческий капитал в экономике инновационного развития
Лекция посвящена проблемам формирования человеческого капитала как определяющего фактора устойчивого роста и инновационного развития. Раскрытие сущности, целей и факторов устойчивого экономического роста, а также жизненного цикла инновационного процесса позволяет выявить роль человеческого капитала в научно-технологическом развитии государства и его конкурентоспособности на мировом экономическом пространстве.
Изучаются понятия и основные элементы инновационной экономики, эволюция экономических систем, взаимосвязь понятий информационной, цифровой, когнитивной, инновационной экономики и экономики знаний, понятие и принципы модернизации и открытых инноваций как источников роста.
На основе междисциплинарного анализа эволюции инновационного развития (теории инноваций и «созидательного разрушения» Й. Шумпетера; концепции длинных волн Д. Н. Кондратьева; теорий науки и научно-технического прогресса Дж. Бернала и Т. Куна, эпохальных инноваций С. Кузнеца, макро- и микроэкономических теорий инноваций Э. Мэнсфилда, Г. Менша, Р. Фостера и др., эволюционной теории Р. Нельсона и С. Уинтера, системного анализа инноваций К. Фримена, К. Перес, М. Хироока, концепций пространственного развития, NBIC-конвергенции, природы искусственного интеллекта и др.) человеческий капитал рассматривается на микро-, мезо- и макроуровнях.
Изучаются вопросы формирования индивидуального и корпоративного человеческого капитала, взаимосвязи человеческого капитала и потребностей в трех состояниях «культурного капитала» (П. Бурдье), объективированного и инкорпорированного капитала, инвестиций в образование и качество жизни, индивидуального и социального капитала в эпоху цифровизации, влияния искусственного интеллекта на трансформацию рынков и инструментарий интеллектуального труда.
Особое внимание уделено новым источникам национального человеческого капитала, факторному межстрановому анализу рейтингов человеческого развития, условиям формирования креативного класса как ядра национального человеческого капитала, накоплению человеческого капитала в модели общего экономического равновесия и теории благосостояния. Изучение человеческого капитала основано на компетентностном подходе в соответствие с вызовами трансформационного периода и требованиями современного образовательной процесса.