Давыдов
Иван Павлович
доктор философских наук
доцент
кафедра философии религии и религиоведения
философский факультет
Стаж педагогической работы:
25 лет
Читаемые курсы:
  • Религиоведческая экспертиза
  • Антропология религии
  • Актуальные проблемы религиоведения
  • Сравнительная мифология
  • Введение в иеротопику и иконологию
  • Психоанализ религиозного искусства
  • Методология современного религиоведения
  • Введение в методологию академического религиоведения
  • История и теория религиозного искусства
  • История религий
  • МФК «Религия и право»
  • «Мифоритуал в постиндустриальном (информационном) обществе: культурные традиции и „цифровые“ трансформации» (НОШ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»)
Публикации за последние 10 лет:
6 учебников, 8 учебных пособий, 2 коллективных монографий, 46 статей в журналах, 39 статей в сборниках, 42 энциклопедические статьи.
Иная учебная деятельность:
  • Научное руководство (защищены 7 кандидатских диссертаций, более 20 выпускных квалификационных работ).
Учебные и учебно-методические издания за 10 лет:
  • Философия религии и религиоведение. Авторские учебные курсы. Вып. 2.: Учебно-методическое пособие / Сост. и общ. ред. О. Ю. Бойцовой / Философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова / Изд-ль Воробьев А. В., М., 2021. 268 с.
  • История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Юрайт, 2020. 377 с.
  • Философия религии и религиоведение. Авторские учебные курсы. Вып.1.: Учебно-методическое пособие / Сост. и общ. ред. О. Ю. Бойцовой / Философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Изд-ль Воробьёв А. В., М., 2019. 184 с. Давыдов И. П. История религий. Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата (по направлению подготовки Культурология). М.: Филинъ, 2018. 102 с.
  • Давыдов И. П. Психоанализ религиозного искусства (Учебно-методический комплекс). М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 96 с.
  • Давыдов И. П. Религия и право. Религиозное право авраамическихелигий: программы курсов. / Учеб. пособие. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 80 с.
  • История религии. В 2 т. Т. 2 в 2 кн. Кн. 1: Буддизм. Восточные церкви. Православие: учеб. для академ. бакалавриата. / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. М.: Юрайт, 2016.
  • Религиоведение. Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп / И. Н. Яблоков, Н. Н. Бектимирова, А. В. Бочковская и др. М.: Юрайт, 2016. 502 с.
  • Давыдов И. П. Западноевропейская церковная архитектура в контексте истории становления и развития религиозного искусства (учебно-методический комплекс). М.: Столица, 2016. 72 с.
  • Давыдов И. П. Методология религиоведения (примерная рабочая программа дисциплины). М.: Столица, 2016. 72 с.
  • Давыдов И. П. Иконологические аспекты восточнохристианской иконографии и храмового зодчества. М.: МАКС Пресс, 2013. 180 с.
  • Религиоведение: учеб. для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. М.: Юрайт, 2012.
Тема публичной лекции:
Структурно-функциональный подход в современном религиоведении
Вузовское обучение в рамках программы получения высшего образования в классических университетах требует от выпускника философского факультета, равно как и от выпускников других факультетов МГУ, овладение широким спектром профессиональных компетенций. Это касается и подготовки религиоведа.
Ключевым термином, вокруг которого интегрируются все дисциплины религиоведческого цикла, является «религия». Студент бакалавриата и магистратуры кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ приобретает глубокие фундаментальные знания в области истории религии, философии и социологии религии, феноменологии и психологии религии, а также по целому ряду смежных дисциплин гуманитарного профиля (социальной антропологии, географии, правоведению, методологии науки и т. д.).
Понятие религии полисемантично, что наглядно может быть продемонстрировано при сопоставлении множества различных дефиниций. В лекции в сравнительном ключе философски анализируются две формулировки определения религии — светская, Эмиля Дюркгейма (1912 г.) и теологическая, П. А. Флоренского (1914 г.). При этом акцентируется внимание на логической особенности родовидовых определений понятий — их неполноте. В качестве альтернативы позитивистскому подходу И. П. Давыдов предлагает обратиться к структурному функционализму, позволяющему эксплицировать, постоянно корректировать и дополнять открытый перечень признаков (функций) того или иного явления социальной жизни общества (в данном случае — религии).
Результаты функционального анализа религии оказываются востребованы в экспертной деятельности, в частности, при проведении комплексных судебных экспертиз.