Презентация монографии на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Храм и ритуал: социальные функции священного»
19 ноября 2025
10:45 – 11:10
Давыдов Иван Павлович
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии религии и религиоведения
философский факультет
Модератор:
Зайцев Дмитрий Владимирович
доктор философских наук, заместитель декана по науке философского факультета МГУ
Аннотация цикла:
В научной монографии Давыдова И. П. с позиций современного религиоведения освещается вопрос истоков религии как феномена культуры глобального масштаба. Эта проблема поныне сохраняет свою актуальность, так как до сих пор гуманитарной наукой не выработана единая дефиниция религии. Множество подходов к ее определению может быть сведено к двум основным: 1) позитивистскому, при котором конструируется определение, исходя из родовидовых признаков предмета исследования; и 2) функционалистскому, при котором эксплицируются социальные функции предмета исследования. Методология структурного функционализма и компаративного анализа, которой исследователь последовательно придерживается, позволила утверждать, что религия заимствовала половину (примерно 24 социальные функции) у предшествующей ей стадии мифоритуала (насчитывающего суммарно 48 функций, из которых 12 функций присущи мифу и 36 функций — ритуалу). Все данные конкретизируются в сводных сравнительных таблицах. Автор приходит к выводу, что функциональный анализ без структурного малоинформативен, и только уникальная конфигурация социальных функций, а не простое их выявление и перечисление, отличает религию от смежных с ней культурных феноменов (таких как магия). Генерализующей метафункцией всех функций религии выступает ритуальная. Демаркационная линия между мифоритуалом и религией пролегает по признаку наличия у последней институционализированной социальной иерархии — «церкви» (в широком смысле слова — как любой общины единоверцев, будь то буддийская сангха или мусульманская умма).
Теоретические философско-религиоведческие и социально-антропологические наработки первого раздела книги апробированы на богатом эмпирическом материале православной христианской гимнографии («миф в слове»), иконописи («миф в краске») и храмового зодчества («миф в камне»), чему посвящен второй раздел, снабженный иллюстрированным приложением. Исследованию И. П. Давыдова присуща ярко выраженная новизна комплексного подхода и полученных результатов, которые нашли свое отражение в педагогическом процессе: И. П. Давыдовым подготовлен и читается спецкурс по мифоритуалистике для студентов-религиоведов и магистрантов-культурологов. Библиография содержит свыше 800 источников на русском, церковнославянском, английском и немецком языках.
Практическое применение описанной в книге структурно-функциональной теории религии сегодня востребовано в российской судебной религиоведческой экспертизе, когда не только качественными, но и количественными методами требуется строго развести, «церковь» и «секту» — с одной стороны, и «религию» и «не-религию» — с другой. Шкалирование промежуточных состояний («псевдо-религии», «квази-религии», «пара-религии») между двумя полюсами («религии» и «не-религии») и конструирование матрицы социальных функций, присущих каждой градации, убедительно демонстрируют эвристический потенциал предложенной И. П. Давыдовым методологии, которую автор не перестает развивать и совершенствовать в своем продолжающемся научном поиске. В перспективе возможно будет дополнить комплекс «наук о религии» новой религиоведческой дисциплиной, охватывающей своим предметным полем компетенции ритуалистики и смежных с ней дисциплин религиоведческого цикла.