Презентация монографии на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI веке»
2 декабря 2020
17:30 – 18:00
Борисенков
Владимир Пантелеймонович
доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
факультет педагогического образования
заведующий кафедрой истории и философии образования 
Борисенков
Владимир Пантелеймонович
доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
факультет педагогического образования
заведующий кафедрой истории и философии образования 
Модератор:
Романова Екатерина Александровна
кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана по научной работе факультета педагогического образования
Аннотация работ:
Книга «Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI веке» (Москва, Наука, 2019) является продолжением лонгитюдного исследования, начатого российскими и китайскими учеными ещё в 20050–2007 гг., когда был успешно выполнен международный проект «Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв. Сравнительный анализ», завершившийся изданием в Китае и России монографий на китайском и русском языках. При этом в Приложении к русскому изданию дан перевод всех содержащихся в книге сравнительных исследований на английский язык, и в дальнейшем этот раздел, посвящённый сравнительному анализу образовательной политики двух стран, был издан в Гонконге отдельной книгой: «Educational Reforms in Russia and Chine at the Edge of the 20−21 st century. Comparative Aspects (Eds. N. Ye. Borevskaya, V. P. Borisenkov, Xioman Zhu).
В монографии «Россия — Китай: тенденции развития образования в XXI веке охватываются различные аспекты эволюции образования в обеих странах в 2008–2018 гг.: от общей стратегии развития, управления и финансирования образования, региональной политики в это области до высшего, профессионального, общего, дошкольного и негосударственного образования, а также реформы учебных программ, информатизация, педагогическая психология, нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, подготовка педагогов, экспорт образования и китайско-российское сотрудничество в этой сфере. По сравнению с монографией 2007 г. мною, как автором и руководителем обоих проектов (2007 г. и 2019 г.), был расширен круг рассматриваемых проблем реформирования образования: в частности, включены главы, посвящённые психологическому сопровождению реформ образования, развитию процессов информатизации образования, особенностям и направлениям экспорта российского и китайского образования в условиях глобализации, перспективам российско-китайского сотрудничества в сфере образования.
Кросс-культурный анализ развития образования и науки в двух странах, имеющих тысячелетнюю историю и культуру, общее социалистическое прошлое позволил раскрыть достаточно серьезные культурные, методологические и методические различия в образовании при общности главного достижения — сохранение социально ориентированной политики образования в условиях рыночной экономики.
Книга представляет интерес для теоретиков и практиков, работающих в сфере образования, студентов и аспирантов педагогических вузов, а также для всех интересующихся нынешними социально-экономическими и культурными процессами в мире.