Презентация цикла работ на соискание премии имени М.В. Ломоносова
«Взаимосвязь психического развития детей и особенностей образовательной среды»
2 декабря 2020 15:45 – 16:15
Веракса Александр Николаевич
доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО факультет психологии заведующий кафедрой психологии образования и педагогики
Веракса Александр Николаевич
доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО факультет психологии заведующий кафедрой психологии образования и педагогики
Модератор:
Долгих Александра Георгиевна
кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии
Аннотация работ:
А.Н. Веракса создал методический комплекс, направленный на использование индивидуальных когнитивных средств у детей дошкольного и школьного возраста с целью эффективного освоения различного содержания в образовательном процессе. Исследования убедительно показывают необходимость учета особенностей когнитивного развития детей при построении образовательных траекторий. А.Н. Вераксой выполнена разработка и апробация комплексного диагностического инструментария, направленного на изучение когнитивного развития современных детей, саморегуляции дошкольников и школьников, эмоционального развития детей. Ценность инструментария подтверждена апробацией на больших выборках детей (более 3000 детей), а полученные нормы являются уникальными ориентирами для анализа нормативной картины становления сегодняшних дошкольников и школьников. Впервые проведенные под руководством А.Н. Вераксы популяционные исследования (на выборке более 4000 детей) в различных регионах Российской Федерации с большой достоверностью показали важность саморегуляции как предиктора академической успеваемости, личностного и социального развития. Фактически с новой силой утверждается ценность отечественного гуманитарного подхода в построении образовательного процесса. Особой заслугой А.Н. Вераксы является поиск взаимосвязи показателей образовательной среды детского сада с психическим развитием детей. Исследования убедительно показали важность положительного эмоционального климата и организацию методической поддержки, которая является залогом устойчивого когнитивного и эмоционального развития детей.