Современная биология — динамичная, быстроразвивающаяся наука, являющаяся фундаментом для многих практических видов деятельности от медицины и фармации до селекции и биотехнологии. В ней постоянно появляются новые направления, такие как генетические технологии, геномное редактирование, палеогенетика и синтетическая биология как результат развития науки и совершенствования материально-технической базы.
Преподавать биологию непросто. Специалист в области науки о жизни должен иметь знания по математике, химии, геологии, географии, почвоведению, экологии и, собственно, биологии, включая ее классические области. Это обусловливает необходимость постоянно совершенствовать учебно-методические подходы, которые, в свою очередь, определяют направления учебной работы. В целом, взаимодействие учебно-методической и учебной работы включает основные этапы:
- ↓ Перечень специальностей и направлений подготовки
- ↓ ФГОС, ОС МГУ
- ↓ Образовательные программы
- ↓ КЦП
- ↓ Приемные экзамены (входные компетенции)
- ↓ Учебный процесс
- Итоговая аттестация
Участие на каждом этапе в качестве руководителя позволяет быть полностью погруженным в образовательный процесс. Этапы (1, 4) решаются вместе с Минобрнауки, (2) — разработкой ФГОС занимается ФУМО. Как зам. председателя ФУМО Биологические науки мне приходилось непосредственно организовывать и участвовать в разработке ФГОС и ГОС нескольких поколений, которые определяют образовательную политику вузов при реализации биологических направлений подготовки и специальностей (ФГОС3, ФГОС3+, ФГОС3++, ФГОС ВО, ФГОС ВПО, ГОС ВПО по биологии). Очень важно создавать корректные и адекватные современности компетенции, содержание «ядер» стандартов, перечни дисциплин, их объемы и очередность изучения. Все это имеет важное значение для вузов России, а в МГУ одновременно мы создавали собственный стандарт и образовательные программы (всего их 27). Для реализации учебного процесса (7) важно иметь современное методическое обеспечение. Учебно-методический совет факультета способствует опубликованию методических пособий и учебников сотрудниками и преподавателями и рабочих программ дисциплин, контролирует качество преподавания.
Таким образом, учебно-методическая и учебная работа в преподавании биологии неразрывно связаны друг с другом. Это единство было необходимым всегда, но приобретает особое значение на современном этапе глобальной трансформации высшего образования в РФ с созданием его новой модели.