Фененко
Алексей Валерьевич
д-р полит. наук, профессор кафедры международной безопасности
Факультет мировой политики
Тема публичной лекции:
«Проблемы преподавания истории международных отношений»
Аннотация:
Утверждение в нашей стране истории международных отношений как самостоятельной дисциплины происходит сложно. История международных отношений занимает в нашей стране двойственное положение. На первый взгляд, ежегодно выходит немало работ и особенно учебников под титром «История международных отношений»; в действительности многие из них относятся к истории международных отношений опосредованно.

До настоящего времени в российской науке пока еще слишком силен традиционно сложившийся подход, рассматривающий международные отношения как сумму внешних политик национальных государств. Здесь сказывается и преобладание в течение длительного времени марксистской методологии с ее упором на классовую, и искусственное отделение истории СССР / России от всемирной истории. Даже некоторые международники называют ее «наукой без метода», что, правда, сразу порождает вопрос о том, кто же вам, собственно, мешает разрабатывать эти методы. Однако международные отношения, равно как и политология, — это науки не о субъектах и даже не о внешней политике субъектов, а о взаимодействии субъектов, комплексах связей между ними. Это само по себе требует выработки принципиально нового подхода к их изучению.

Одной из ключевых проблем истории международных отношений остается отсутствие базовых учебников по данной дисциплине. Большинство учебных пособий фокусируют внимание только на истории Ялтинского порядка (1945 — 1991 гг.), точнее его биполярным аспектам. Предшествующие и последующие события зачастую отбрасываются международниками. Для устранения этой лакуны автором была создана серию учебных пособий в четырех томах: «История международных отношений в довестфальскую эпоху», «История международных отношений: 1648−1945», «История международных отношений: 1945 — 1991», «Современная история международных отношений (1991 — 2024)». Автор предлагает в них целостную концепцию истории международных отношений от зарождения первых в истории государств до середины 2020-х годов. Эти учебные пособия, по замыслу автора, должны помочь становлению и преподаванию дисциплины по истории международных отношений.