Дзикевич
Сергей Анатольевич
к.филос.н., доцент кафедры эстетики
Философский факультет
Тема публичной лекции:
«Эстетика: начала классической теории и ее гуманистическая миссия»
Аннотация:
Недавно подготовлено второе переработанное и дополненное издание учебника «Эстетика: начала классической теории» (Москва: Издательский дом МГУ, 2023, 230 страниц, гриф Минобрнауки, серия «Классический университетский учебник» к 270-летию Московского университета). Этот учебник с момента первого издания (М.: Академический проект, 2011) постоянно находился в академическом обороте на философском факультете МГУ: автором более 20 лет читался базовый курс эстетики для студентов отделения религиоведения.
Обобщение и концептуализация идей курса в форме регулярного учебника способствовали увеличению возможностей студентов для более глубокого освоения материалов курса эстетики. Более чем десятилетний опыт использования автором учебника при чтении курса был учтен и выражен при подготовке второго издания.
Автор выражает уверенность в том, что использование регулярных учебников является одним из классических устоев университета как особой социальной институции вообще и Московского университета как старейшей подобной институции в нашей стране, в частности. Так, на основании «Лекций по истории Средневековья» профессора Т. Н. Грановского можно вводить в курс проблем соответствующего периода студентов-историков, по учебнику «История эстетической мысли» профессора М. Ф. Овсянникова, научного руководителя С. А. Дзикевич, можно вводить в курс проблем эстетического знания всех, кому необходимы научные, а не фантастические сведения в этой области. Эта фундаментальность и добросовестность классических университетских учебников — часть миссии университета, его долг перед остальным обществом. Вот почему автор лекции всегда считал необходимым выпуск учебников по основным университетским курсам и хотел бы поделиться некоторыми своими теоретико-методологическими соображениями в связи с выходом в свет второго дополненного и переработанного издания учебника по курсу одной фундаментальных философских дисциплин.
В учебнике дан концептуальный анализ исторического развития эстетики с основной периодизацией, характеристикой периодов и основных персоналий (особенно глава «Становление эстетики из айстесиса как открытый процесс»), включая современный и постсовременный периоды; проанализирована базовая проблематика эстетики во всей ее полноте на примере двух модельных категорий прекрасного и возвышенного, как это принято в классической аналитической традиции эстетики, начиная с «Критики способности суждения» И. Канта. Учебник содержит характеристики теоретических позиций всех существенных персоналий эстетики на всем протяжении ее истории, что создает возможности для плодотворного роста научного потенциала студентов и аспирантов всех специализаций.
Также речь пойдет о беспрецедентной миссии, которую выполняет эстетика, что совершенно неочевидно даже в академической среде, поскольку предмет и функции эстетики часто рассматриваются в отрыве от ее происхождения и действительного предмета.
Гуманистическая и общеобразовательная миссия эстетики, согласно теоретической позиции автора переизданного учебника (в тезисном изложении), состоит в следующем:
1) эстетика — это фундаментальная гносеология, которая изучает все недискурсивные элементы познания, в том числе его интуитивные процессы;
2) в этом качестве эстетика — это эвристическая эпистемология, то есть часть общефилософской теории, в исключительном предметном поле которой находятся процессы, приносящие принципиально новое знание;
3) с точки зрения социокультурного функционала эстетика — это кросс-культурная конфликтология, поскольку изучает те невербализуемые и недискурсивные процессы, которые без соответствующих воспитательно-профилактических и социально-адаптивных мер могут вызывать межкультурные конфликты;
4) с точки зрения построения общей картины природно-социального универсума эстетика — это экологическая аксиология, поскольку только эта дисциплина способна установить меру, на которой должна быть основана гармония основных элементов среды, окружающей человека — областей дикой природы, вмешательство в которые недопустимо, и областей культурного ландшафта, разных по культурно-историческому происхождению.
Все эти аспекты необходимы для выполнения социальной миссии университета при подготовке его выпускников любой специализации. Эти проблемы в обществе под силу решить только его питомцы, получившие в период пребывания в стенах Alma mater соответствующий гуманистический заряд.