Асланов
Леонид Александрович
Химический факультет
Тема публичной лекции:
«Как и когда обучать студентов новейшим достижениям науки»
Аннотация:
На примерах базового лекционного курса «Химия» показано, что сведения о новейших достижениях науки целесообразно вводить в базовые циклы лекций, начиная с первого курса. Для студентов ФФМ регулярно вводятся сведения о новейших научных открытиях, например, о теории самоорганизации И.Р. Пригожина на примерах реакции Белоусова-Жаботинского, о супрамолекулярной химии на примерах прохождения нервного импульса через синаптический промежуток или работы эндокринной системы, излагаются основы радиохимии применительно к диагностическим и лечебным радиофармпрепаратам, студенты знакомятся с химией искусственной пищи, разъясняют химические принципы «голубой крови», сверхкритического состояния, ферментативного катализа. С целью мотивации студентов окислительно-восстановительные реакции и электрохимия иллюстрируются примерами химических процессов в дыхательных ансамблях митахондрий.

Все эти темы находятся вне государственной программы, но без них образование будущих врачей на Факультете фундаментальной медицины современным считать нельзя. Лекционное время изыскивается посредством изучения студентами ряда тем по учебнику в часы самостоятельной работы, после чего все темы государственной программы подробно изучаются на семинарах и в практикуме. На экзамен сведения, находящиеся вне государственной программы не выносятся.

На Факультете глобальных процессов курс лекций «Генезис цивилизаций и глобальные цивилизационные процессы» построен на основе теории самоорганизации И.Р. Пригожина и теории информации. Рассматриваются эпигенетические механизмы эффекта Болдуина для обоснования существования локальных цивилизаций. С использованием исторических сведений, основы теории локальных цивилизаций иллюстрируются генезисом русской, североморской, китайской цивилизаций, цивилизации народов Африки южнее Сахары, феодальной цивилизации на примере Португалии, бразильской цивилизации и цивилизационных процессов в США.

Рассматривается процесс взаимодействия цивилизаций в процессе глобализации, который раскрывается как глобальный процесс самоорганизации.