Право на образование
1 декабря 2020
16:30
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование. Но при этом гарантируются общедоступность и бесплатность только дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Относительно высшего образования — каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При этом Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

С точки зрения гражданского (частного) права субъективное право на получение образования основывается на договоре об оказании услуг. Важно иметь в виду, что, несмотря на принципиальное сходство так называемых «бюджетного» и «платного» образования правовому регулированию главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации «Возмездное оказание услуг» подчиняется только платное образование. Однако это вовсе не означает, что услуги по платному образованию регулируются только ГК России. В этой сфере действует большой массив законодательства об образовании, включающий нормы самых различных отраслей российского права. Правовые нормы, содержащиеся в законодательстве об образовании, призваны отразить большую специфику образовательных услуг, которая в принципиальном плане сводится, с одной стороны, к всеобъемлющей стандартизации получаемых знаний, которые должны обеспечивать приемлемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. С другой стороны, требует участия в процессе их оказания обучающихся, которые в обязательном порядке должны иметь необходимый для обучения уровень знаний и способностей, отсутствие которых неизбежно влечет их неудовлетворительную оценку и отказ в оказании образовательных услуг

В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году образовательные организации вынуждены переходить на дистанционный режим работы, а также применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии для продолжения обучения студентов и аспирантов и сохранения непрерывности образовательного процесса.

Особую актуальность при временном переходе на дистанционное обучение представляют вопросы методического обеспечения такого образования, организации взаимодействия преподавателя с обучающимися.

В сложившихся условиях вузы вынуждены выполнять требования нормативных актов органов власти субъектов Российской Федерации и рекомендаций Роспотребнадзора, в частности, переводить часть работников на дистанционную работу, соблюдать новые санитарно-эпидемиологические правила, что влечет за собой дополнительные затраты (как временные, так и материальные).
Пешин
Николай Леонидович
эксперт
доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного права юридического факультета МГУ
Шерстобитов
Андрей Евгеньевич
эксперт
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета МГУ
Романов
Станислав Владимирович
эксперт
кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана по учебной работе юридического факультета МГУ
Еркин
Артем Александрович
эксперт
заместитель декана по дополнительному образованию и повышению квалификации юридического факультета МГУ
Бережнов
Андрей Александрович
эксперт
кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана по учебно-методической работе юридического факультета МГУ
Давидян
Гаяне Михайловна
модератор
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ, руководитель НОЦ «Религиозно-правовых исследований»